наверх

тел: +7‒950‒795‒43‒00
тел.: +7 3812 343-341

Адаптация к детскому саду

Прежде чем начать водить малыша в сад,

родителям стоит ответить себе на вопрос «Зачем?» и согласовать свои действия. Для домашнего малыша это может быть целая история – привыкнуть к детскому саду. На что стоит обратить внимание? Как сделать так, чтобы ваша излишняя тревожность не помешала ребенку адаптироваться? Нужны ли какие-то специальные действия? Зачем вообще ходить в сад?

О пользе сада

Начнем с последнего вопроса. Зачем вообще ходить в сад? Самый распространенный ответ (но не единственный) – потому что обоим родителям необходимо работать. Но что дает детский сад самому ребенку? В сад полезно ходить, потому что в мегаполисе это нередко единственная возможность получить опыт игровых отношений с ровесниками. И ходить в сад стоит совсем не ради занятий, которые там есть ( хотя и это тоже полезно), а ради совместной игры, совместных прогулок, во время которых ребенок может получить такой ценный, хотя и небезболезненный опыт построения «горизонтальных» отношений, отношений со сверстниками.

Итак, в детский сад малыш идет, чтобы:

Привыкать к тому, что он не единственный, не центр Вселенной. Что есть другие  «я», другие дети со своими желаниями и нежеланиями, и с ними надо научиться считаться;

Учиться договариваться с ровесниками. Строить так называемые горизонтальные связи. Уметь находиться в ситуации, когда никто не готов под тебя подстраиваться, как это делают мама и папа, бабушка и няня;

Учиться играть и распределять роли в игре, уметь действовать согласно взятой роли. Напомним, ведущая психическая деятельность дошкольного возраста – игра со сверстниками и развитие воображения, фантазии, творчества. Не стоит выбирать сад, каждый день в котором перегружен развивающими занятиями;

Чему предстоит научиться ребенку, пока он привыкает к садику:

Есть понятие «социальный интеллект» : это все навыки, связанные с умением общаться и способностью распознать смысл взаимодействия людей.

Первый уровень развития социального интеллекта ребенок обычно получает в семье, на детской площадке, в гостях и на развивающих занятиях. Но в этих ситуациях всегда рядом мама или кто то из близких взрослых, способных подстраховать, объяснить, выручить.

Второй уровень развития социального интеллекта – это самостоятельное, без постоянной подстраховки взрослых общение с другими детьми. И тут могут быть затруднения или потребуется много времени, чтобы выработать свою линию поведения.

Уровень социального интеллекта, разнообразные навыки общения должны резко вырасти за первый год посещения сада. Отправляя ребенка в садик, мы рассчитываем, что он научится там быть без нас, а значит, сможет и самостоятельно решать задачи, связанные с общением, находить выход из разных ситуаций. На решение этой сложной задачи требуется время.

Конечно же, он не будет один, рядом должны находиться воспитатели. Но лично его никто каждую минуту наблюдать не станет, а на помощь придут лишь в крайнем случае.

Совпадение режимов:

Ребенку гораздо проще пойти в сад, если время его утреннего пробуждения и укладывания на дневной сон совпадает с садовским режимом. Если же ритм жизни вашей семьи значительно отличается, старайтесь менять его за 1,5 – 2 месяца до начала хождения в сад. Сложнее всего привыкнуть к саду тем деткам, которые не спят днем. Одно только несовпадение режимов может стать серьезным источником стресса и затруднить адаптацию.

Что такое период адаптации?

Минимальный период привыкания, или адаптации к детскому саду (как и к любому другому большому изменению в жизни) составляет 6 недель. Это время, когда почти каждый ребенок чувствует себя выбитым из колеи. Новые связи и привычки еще не налажены, а старые, домашние модели поведения уже не работают. Самая настоящая «революционная ситуация»! В это время возможны разные и неожиданные для родителей изменения поведения и состояния ребенка. Сам малыш не понимает, что с ним происходит: в 3 года рефлексия отсутствует. Ребенку просто плохо, трудно, скучно без мамы. И задача родителей – объяснить сыну или дочке, что привыкать к саду непросто, что это целая работа – привыкнуть. Родителям полезно осознавать, что почти любые поведенческие проявления в этот период нормальны. Ребенок переходит на новый этап развития, и дается это не непросто. Что же может ожидать родителей в период привыкания? У малыша могут начаться называемые психосоматические респираторные или желудочные проявления, не связанные с инфекцией, могут появиться страхи, возобновиться ночные пробуждения и даже энурез. Ребенок может начать бояться отпускать от себя маму,  а разлучения воспринимать очень эмоционально, говорить: « Мамочка (папочка), ты никогда не придешь, мне без тебя плохо!» Что делать с подобного рода поведением и психосоматикой? С одной стороны, не обращать внимания на столь яркое поведение нереально, с другой – если относиться ко всему «арсеналу адаптации» слишком внимательно и тревожно, такое поведение может закрепиться, и ребенок в сад не пойдет. Более того, станет вести себя подобным образом при любых попытках разлучения с мамой. Это один из простых законов детского поведения: удачные стратегии закрепляются. Если какое- то поведение принесло желаемый ребенком результат – оно будет повторяться. Например, если ребенок с утра сказал: «Мама, у меня горлышко болит», а мама, не проверив состояния, с облегчением в сад не повела, с высокой вероятностью такая жалоба у ребенка станет ежеутренней. Нужно внимательно, но очень аккуратно реагировать на все жалобы и «заявки», что не пропустить реальные и отбросить фантастические.

Наиболее стратегически правильный вариант родительского поведения – это внимательно выслушать, применив все приемы активного слушания, которые вам известны. Скажите: «Я понимаю, как тебе сложно. Многим детям, которым 3-4 года, не хочется с утра идти в детский сад, и им кажется, что у них что-то болит. Но….» - и дальше должен идти стройный список доводов, почему в детский сад нельзя не пойти.

Отношение к реальным заболеваниям – простудам и ОРВИ – должно быть максимально позитивное: болеет сейчас – значит укрепляет иммунитет и не будет болеть в школе. Важно: все свои тревоги по поводу здоровья ребенка обсуждайте только приватно, когда он вас точно не слышит.

Командная игра всех взрослых в семье

Очень важно, чтобы позиции взрослых в семье по поводу посещения детского сада совпадали или были согласованными. Если же разногласия не устранены, то в моменты сложного, протестного поведения ребенка реакции взрослых могут все запутать и усугубить. Например, малыш плачет «Не хочу в сад» с утра, и папа говорит: «Мне на работу, хватит тут нервы трепать, оставь его дома!», а мама: «В сад пойдешь обязательно, никаких разговоров!», а бабушка, например: «Что вы его мучаете, я вообще хотела на пенсию выйти и сидеть с ним!».

Как вы думаете, подобная ежеутренняя разминка взрослых поможет ребенку пережить период адаптации и привыкнуть к саду? Ребенку можно объяснить, что папа, хоть и работает дома, не сможет отвлекаться на малыша -  у него важные звонки, он готовит серьезные документы. А детский сад – это несложная работа для тех, кто еще не вырос. Конечно, период адаптации и нормальное сопротивление ребенка – испытание для твердости родительских позиций и согласованности мнений. Самый непростой вариант – когда не так давно родился новый малыш, и мама точно дома и точно с ним. Как мы уже говорили, эта та ситуация, когда стоит всерьез думать, вести ли старшего в детский сад в этом году или на следующий.

Какие слова полезно слышать ребенку в период привыкания к саду:

«Я ухожу на работу, и дома никого не будет»;

«Мне нужно пойти в магазин и купить для тебя игрушку (одежду, еду для всех)»;

«Все дети, которым 3-4 года, ходят в детский сад, как папы ходят на работу. Посмотри, на детских площадках одни малыши»;

«Когда я был маленьким, мне тоже сложно было ходить в сад, но потом я привык».

Какие слова ребёнку слышать не полезно:

«Будешь так орать, я за тобой не приду (заберу последним)» - это может породить глубокие страхи;

«Ты один такой, все дети как дети, в сад идут спокойно» - это вряд ли правда, просто других детей вы не слышите;

«Хорошие дети не плачут» - всем людям, и большим, и маленьким свойственно расстраиваться, когда нелегко.

С какими событиями сад лучше не совмещать

Есть некое общее правило: достаточно одного крупного изменения (жизненного стресса) на единицу времени. С началом посещения сада лучше не совмещать: выход мамы на работу – как это ни парадоксально звучит, переезд, рождение следующего ребенка, уход няни. Вышеперечисленные событий – тоже стрессы первого порядка для ребенка – дошкольника. И для более мягкой адаптации их лучше разделить во времени, если есть малейшая возможность. Сначала пусть ребенок привыкнет к саду (2-3 месяца),а потом, не ощущая себя матерью-ехидной, мама может спокойно выйти на работу и сердце ее будет не так рваться, и возможностей для маневра будет значительно больше.